
Федеральным законом № 260-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), предусматривающие:
1. Сокращение разрешенного срока временного пребывания иностранных граждан до 90 суток в течение календарного года.
2. Обязанность иностранных граждан в период пребывания (проживания) на территории Российской Федерации воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам Российской Федерации, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
3. Обязанность находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся законными представителями иностранных граждан, не достигших возраста 18-ти лет, недееспособных или ограниченных в дееспособности иностранных граждан, достигших возраста 18-ти лет, обеспечивать законность пребывания (проживания) указанных граждан на территории Российской Федерации, реализацию ими своих прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, включая получение основного общего образования, медицинской помощи, проживание в надлежащих жилищно-бытовых условиях.
4. Введение миграционного режима высылки – правовой режим, применяемый на основании Федерального закона в отношении иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Все иностранные граждане указанной категории подлежат включению в реестр контролируемых лиц до их самостоятельного выезда (выдворения или депортации) из Российской Федерации либо до урегулирования правового положения на территории нашей страны.
Суть указанного режима заключается в ограничении возможности реализации незаконно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином отдельных прав и свобод, а также в существенном расширении применяемых к нему мер государственного контроля.
В частности, в отношении иностранного гражданина, включенного в реестр контролируемых лиц, в качестве таких ограничений предусматриваются следующие запреты:
изменять место жительства или место пребывания в Российской Федерации без разрешения органа внутренних дел;
выезжать за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает);
приобретать недвижимое имущество, транспортные средства и самоходные машины, регистрировать в государственных органах данное имущество;
заключать брак;
учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
открывать банковский счет и осуществлять иные банковские операции, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц.
Также Федеральным законом № 260-ФЗ предусматриваются ограничение на пользование иностранным гражданином правом на управление транспортными средствами и отказ в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения.
В случае неоднократного (два и более раза) неисполнения контролируемым лицом установленных ограничений и запретов, в отношении контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение территориального органа МВД России.
Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре будет размещаться на официальном сайте МВД России в сети «Интернет» и предоставляться без взимания платы.
Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений
о нем в реестр или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их
размещения на официальном сайте Министерства внутренних дел.
5. Меры контроля, применяемые в рамках режима высылки.
В перечне таких мер наряду с уже применяемыми (проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица, установление
(идентификация) его личности; проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования) закрепляются новые полномочия полиции:
установление места нахождения иностранного гражданина, в том числе с применением технических средств (данных мобильных устройств и геолокации, платежных систем, средств распознавания лиц), а также наделение полномочием сотрудников органов внутренних дел на проникновение в помещения (в том числе жилые), территории (земельные участки), где должен или может находиться иностранец;
согласование маршрута следования до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний за выполнением возложенных на контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации;
направление в государственные органы Российской Федерации, иностранных государств, органы публичной власти Российской Федерации иные организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе банки и небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации, запросов о предоставлении информации и документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну;
получение доступа в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения.
Федеральным законом № 248-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, наделяющие должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации полномочиями по принятию решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан, за правонарушения, составление протоколов по которым обеспечивается непосредственно органами внутренних дел.
На уровне территориальных органов МВД России рассматривать указанную категорию дел будут уполномочены:
начальники (заместители начальников) территориальных органов, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители (по всем составам правонарушений, протоколы по которым уполномочены составлять органы внутренних дел);
руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов и их заместители (в части правонарушений в сфере миграции);
руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов и их заместители (в части правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств).
Также за совершение отдельных правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания иностранных граждан в России, назначать выдворение будут вправе начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте и их заместители.
Одновременно вводятся полномочия должностных лиц органов внутренних дел по помещению иностранных граждан, которым назначено выдворение в принудительной форме, в специальные учреждения на 48 часов.
Также устанавливается административная ответственность для физических и юридических лиц за оказание иностранному гражданину, включенному в реестр контролируемых лиц, услуг, предоставление которых запрещается (ограничивается) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации № 1126 устанавливаются временные меры по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, сведения о которых с 5 февраля 2005 года подлежат включению в реестр контролируемых лиц в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона № 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 1126 в период с 1 января 2025 года по 30 апреля 2025 года иностранные граждане обязаны выехать за пределы Российской Федерации или урегулировать свое правовое положение в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и особенностями, установленными данным Указом. В период действия Указа Президента Российской Федерации № 1126 работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей:
1. До 30 апреля 2025 года включительно иностранные граждане вправе без выезда за пределы Российской Федерации и без учета заявленной цели въезда в Российскую Федерацию обратиться в территориальный орган МВД России по вопросу урегулирования своего правового положения.
2. В целях урегулирования своего правового положения иностранные граждане либо их работодатели или заказчики работ (услуг) (в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ), подают в уполномоченный орган заявления, ходатайства и иные документы, необходимые для выдачи разрешительных документов, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ).
Иностранные граждане, имеющие право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без необходимости получения патента или разрешения на работу, подают в уполномоченный орган заявление о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации и предъявляют копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного между работодателем, заказчиком работ (услуг) и иностранным гражданином, заверенную работодателем, заказчиком работ (услуг). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1126 подлежит продлению срок временного пребывания иностранных граждан, перечисленных в пункте 7, в абзацах 2 и 3 пункта 9, в абзаце 2 пункта 10 и в пункте 11 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
При этом иностранные граждане должны соответствовать следующим условиям:
а) предоставили свои биометрические персональные данные в соответствии с законодательством Российской Федерации либо прошли идентификацию по биометрическим персональным данным. В случае прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования обеспечить выдачу «зеленой карты», с внесением соответствующей информации в учеты МВД России;
б) прошли медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, если такое медицинское освидетельствование не было пройдено в течение одного года до даты подачи заявления;
в) представили предусмотренный статьей 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской на соответствующем уровне (не требуется в случаях, предусмотренных названной статьей, указами Президента Российской Федерации, а также при подаче заявления, предусмотренного пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации № 1126);
г) представили документ об отсутствии задолженности по неуплате пошлин, налогов, сборов, штрафов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы налогового органа Российской Федерации об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов и органа принудительного исполнения Российской Федерации об отсутствии неоконченного исполнительного производства в отношении заявителя);
д) у иностранных граждан отсутствуют основания отказа в выдаче или аннулировании патента, разрешения на работу, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, предусмотренные Федеральным законом
№ 115-ФЗ, либо основания отказа в выдаче или аннулирования визы, предусмотренные Федеральным законом № 114-ФЗ (применительно к тому виду заявления, ходатайства или другому документу, с которым обращается иностранный гражданин).
3. В случае принятия заявления о выдаче разрешительного документа необходимо принимать решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на срок, необходимый для рассмотрения указанного заявления.
4. При продлении срока временного пребывания, проставляется отметка в миграционной карте с указанием разрешенных сроков пребывания, а также осуществляется постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
При отсутствии у таких лиц миграционной карты в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдается ее дубликат.
5. Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации
№ 1126 определено, что в отношении иностранных граждан, обратившихся с заявлением о выдаче разрешительного документа или о продлении срока временного пребывания:
не принимаются решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным подпунктом 8 статьи 26 или подпунктами 12 – 14 части первой статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ, и возникшим до 5 февраля 2025 г.;
не учитывается факт их привлечения к административной ответственности, в том числе за нарушение правил миграционного учета и незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, на дату подачи названных заявлений.
При этом в отношении иностранного гражданина, обращающегося с заявлением о выдаче разрешительного документа или о продлении срока временного пребывания рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
6. В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 7 Указа Президента Российской Федерации № 1126 в отношении иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях прекращают действие и не подлежат исполнению ранее принятые решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда в Российскую Федерацию, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, а также не принимаются такие решения по основаниям, возникшим до даты подачи заявлений, предусмотренных пунктами 2 и 3 Указа. Подпункты "а" и "б" пункта 7 Указа не распространяются на лиц, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты, оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. В этой связи необходимо организовать во взаимодействии с иными правоохранительными органами работу по выявлению иностранных граждан, представляющих угрозу безопасности государства и правопорядку, привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством, а также удалению за пределы Российской Федерации.